hedonismbot
про страдание
читать дальше
в той книжке, о которой я вчера писала, рассказывается о том, что буддизм основывается на тезисе "жизнь = страдание" и представляет из себя способ преодоления этого страдания путем отказа от стремления быть и иметь.
меня этот тезис очень удивил. это все равно что сказать: радуга = синее. в жизни, конечно, есть страдание - но это только необходимый ее элемент. вся эволюция основывается на хлысте и прянике: живым существам приятно делать то, что полезно, и неприятно делать то, что вредно (грубо говоря). если бы, например, люди не боялись смерти, если бы смерть не доставляла страданий, они бы умирали еще до того, как обзавелись бы потомством и вырастили его. если бы не было войн и эпидемий, давно бы произошло перенаселение и т.п. одним словом, страдание - вещь необходимая.
но при этом есть страдание обязательное (например, неприятно чувство голода, если человек долго не ест, или плохое самочувствие, если переест), а также страдание факультативное, когда человек сам выбирает испытывать отрицательные эмоции или нет. все так или иначе имеет негативные и позитивные стороны. например, мясо - всегда можно поплакать над условиями содержания животных, бойней и т.п. всегда можно всплакнуть над листом бумаги, вспомнив вырубаемые леса. это не значит, что человек не принимающих близко к сердцу плохие, опасные вещи - аморальный мерзавец и циник. просто есть те, кто плачут над статьями о голодающих в Африке, а есть те, кто едут туда туристами и поддерживают местную экономику - без слез, без громких слов.
вот Хемингуэй. написал про детскую неюзанную обувь - над этим должно хотеться плакать. но детская смертность была высокая тогда и остается сейчас. люди вообще смертны и смертны внезапно, а иногда и в муках. гугл говорит, что в день умирает 200 тыс. человек. наверное, примерно столько же рождается - с родовыми муками матерей в комплекте. это естественно. от рака вот люди мучительно умирают - это страшно. но я не вижу повода для слез. есть повод для борьбы, осторожности, здорового образа жизни... если плакать, то над своими мертвыми, людьми, которых мы знали и любили, но над чужими, я считаю, плакать глупо. поддержать родных умершего - да, но рыдать с ними - нет. вообще думаю, что мертвых нужно провожать весело. Вот так, например:
читать дальшеИрландские поминки — это древний, похоронный обычай, практикуемый в Ирландии. Неотъемлемой частью поминок является торжественная трапеза, которая сопровождается музыкой, танцами, песнями, разнообразными играми и забавными историями из жизни усопшего. Все это делает ирландские поминки больше похожими на вечеринку, чем на траурный процесс.
Еще часто споминаю сказку про глупую Марту, которая во время своей свадьбы пошла в погреб за вином. И нет ее 10 мин., 20, час, второй. Пошли за ней, а она сидит на ступеньках и плачет.
Все: ?!!!
Марта: ну вот видите крюк над дверью? Вот родится у меня сын, подрастет, пойдет в погреб. А на крюке будет тяжесть какая висеть. Крюк от старости выпадет, и тяжесть сыну на голову упадет и убьет его. *рыдания*
Пустые бессмысленные страдания ради страданий...
Наверное, существует какое-то "очищение через слезы", катарсис, но я не понимаю его сути. Люди не становятся лучше от страданий. Нет, я считаю, что чувствительные люди не склонны беречь чувств других - чаще только свои.
На обиженный воду возят, как известно. И это, наверное, помогает обиженным, потому что страдания обычно от нечего делать, а труд и реальные проблемы позволяют забыть о проблемах, выдуманных от скуки.
кстати, в интернетах полно статей о том, что труд помогает от депрессии.
цветонос

читать дальше
в той книжке, о которой я вчера писала, рассказывается о том, что буддизм основывается на тезисе "жизнь = страдание" и представляет из себя способ преодоления этого страдания путем отказа от стремления быть и иметь.
меня этот тезис очень удивил. это все равно что сказать: радуга = синее. в жизни, конечно, есть страдание - но это только необходимый ее элемент. вся эволюция основывается на хлысте и прянике: живым существам приятно делать то, что полезно, и неприятно делать то, что вредно (грубо говоря). если бы, например, люди не боялись смерти, если бы смерть не доставляла страданий, они бы умирали еще до того, как обзавелись бы потомством и вырастили его. если бы не было войн и эпидемий, давно бы произошло перенаселение и т.п. одним словом, страдание - вещь необходимая.
но при этом есть страдание обязательное (например, неприятно чувство голода, если человек долго не ест, или плохое самочувствие, если переест), а также страдание факультативное, когда человек сам выбирает испытывать отрицательные эмоции или нет. все так или иначе имеет негативные и позитивные стороны. например, мясо - всегда можно поплакать над условиями содержания животных, бойней и т.п. всегда можно всплакнуть над листом бумаги, вспомнив вырубаемые леса. это не значит, что человек не принимающих близко к сердцу плохие, опасные вещи - аморальный мерзавец и циник. просто есть те, кто плачут над статьями о голодающих в Африке, а есть те, кто едут туда туристами и поддерживают местную экономику - без слез, без громких слов.
вот Хемингуэй. написал про детскую неюзанную обувь - над этим должно хотеться плакать. но детская смертность была высокая тогда и остается сейчас. люди вообще смертны и смертны внезапно, а иногда и в муках. гугл говорит, что в день умирает 200 тыс. человек. наверное, примерно столько же рождается - с родовыми муками матерей в комплекте. это естественно. от рака вот люди мучительно умирают - это страшно. но я не вижу повода для слез. есть повод для борьбы, осторожности, здорового образа жизни... если плакать, то над своими мертвыми, людьми, которых мы знали и любили, но над чужими, я считаю, плакать глупо. поддержать родных умершего - да, но рыдать с ними - нет. вообще думаю, что мертвых нужно провожать весело. Вот так, например:
читать дальшеИрландские поминки — это древний, похоронный обычай, практикуемый в Ирландии. Неотъемлемой частью поминок является торжественная трапеза, которая сопровождается музыкой, танцами, песнями, разнообразными играми и забавными историями из жизни усопшего. Все это делает ирландские поминки больше похожими на вечеринку, чем на траурный процесс.
Еще часто споминаю сказку про глупую Марту, которая во время своей свадьбы пошла в погреб за вином. И нет ее 10 мин., 20, час, второй. Пошли за ней, а она сидит на ступеньках и плачет.
Все: ?!!!
Марта: ну вот видите крюк над дверью? Вот родится у меня сын, подрастет, пойдет в погреб. А на крюке будет тяжесть какая висеть. Крюк от старости выпадет, и тяжесть сыну на голову упадет и убьет его. *рыдания*
Пустые бессмысленные страдания ради страданий...
Наверное, существует какое-то "очищение через слезы", катарсис, но я не понимаю его сути. Люди не становятся лучше от страданий. Нет, я считаю, что чувствительные люди не склонны беречь чувств других - чаще только свои.
На обиженный воду возят, как известно. И это, наверное, помогает обиженным, потому что страдания обычно от нечего делать, а труд и реальные проблемы позволяют забыть о проблемах, выдуманных от скуки.
кстати, в интернетах полно статей о том, что труд помогает от депрессии.
цветонос

@темы: 365
Но буддистов я тоже понимаю. Особенно как компенсаторский эффект к западной рефлексии и манере делать из мухи слона. Так что все практики не без пользы бывают))
Книжку я не читал, основываюсь на устных беседах с госпожой К., которая кстати с большой радостью может тебе рассказать про это дело практически что угодно, если ты напишешь ей вопрос в U-Mail.
Сам я испытываю органическое отторжение буддизма потому что, во-первых, считаю его в целом фундаментально противным человеческой природе и допускаю только частичную полезность существующих там практик, во-вторых, из-за большого количества заблуждений на этот счет, в-третьих, из-за всё ещё травмирующих воспоминаний о личном опыте.
Ст.
я вот тоже думаю, что чрезмерная рефлексия - это чисто европейская болезнь...
Стефан, на самом деле я про "жизнь = страдание" процитировала - там написано именно так, с тире, так что недопонимания с моей стороны тут, к сожалению, нет 8(
мне кажется, ты прав насчет противности буддизма человеческой природе... но как психологическую терапию для нуждающихся в ней (например, особо страдающих) оно должно быть вполне так ничего.
с верностью механизма тоже согласна: чем больше хочешь - тем больше страдаешь, что недополучил. но полный отказ от желаний ведет к выпадению из социума - и даже жизни, если перегнуть палку и отказывать себе в еде и прочих необходимых вещах.